Джиперы и покатушки Дорога – древнейший и серьезнейший символ для очень многих субкультур. Вспомните фольклор: герои всегда куда-то идут, едут, скачут... Альпинисты, хиппи, следопыты, хакеры, байкеры, джиперы и пр. и пр. – все в дороге и все преодолевают препятствия (последние и служат их различительными признаками). Ну а если дорога лесная, заболоченная или отсутствующая совсем, а вы видите, как по «этому» медленно передвигается нечто на колесах, знайте: внутри «самоходного аппарата» находится не хиппи, не альпинист и даже не хакер. Внутри джипер! И больше всего он любит свободу, которой не сыщешь в городе, и возможность уехать от этого самого города как можно дальше.
Грязь, колея, лес – это естественные социальные барьеры, пропускающие умелых борцов с бездорожьем в свободные пространства. И чем лучше «заточен» автомобиль соискателя, тем больше свободы он сможет вдохнуть в конечном итоге!
Если ты уже в тусовке, ты понимаешь или чувствуешь, зачем лезешь в грязь (когда джиперы друг другу задают этот вопрос, это лишь самоирония и взгляд на себя как бы глазами себя непосвященного). Извне понять это даже чисто теоретически невозможно. Тут налицо проблема, известная в философии как «герменевтический круг»: смысл джиперства можно понять только через его составляющие (дорога, колея, грязь, лес, автомобиль, лебедка и пр.), а разобраться, что значат эти слова (вопрошающему ясно, что употреблены они в каком-то другом, малопонятном значении), можно только через понимание джиперской субкультуры. Отсюда, очень не прост самый первый приезд на покатушки. Человек ничего не понимает. Неизвестность страшит. У него появляются давно забытые ощущения ребенка, познающего неведомый (возможно, и враждебный) мир. Но он чувствует, что в этом новом мире можно легко потерять не только самого себя, но и машину...
Покатушки – это способ «впрыгнуть в круг», а колея, грязь и болото – средства приобщения к новому сообществу. Скажу больше, это и испытание, и механизм посвящения в джиперскую тусовку. Застрял? Не беда (подразумевается, что без этого нельзя)! Всегда найдутся «бывалые». Они научат, как вытянуть машину из «засады», а на самом деле продемонстрируют новичкам коммуникативные практики взаимодействия, базовые модели отношений, определяющие данное сообщество, задающее его границы, отличающиеся от других сообществ.
Покатушки – это еще одна жизнь, в которой каждый решает проблемы, порожденные так называемой основной жизнью. И делает он это путем вольного экспериментирования нетривиальным образом и в нетривиальной обстановке, используя набор мистических инструментов – шаклов, лебедок, «отмороженных придурков», помощи, водки, природы, первобытных трудностей и, конечно же, грязи! Последняя всегда неожиданна и загадочна... Когда идешь по ней «ходом», колбасит так, что аттракционы отдыхают. А в конце этого «хода» – «засада» и недоумение: как же так, ведь почти долетели, а тут опять трос, лебедка, лопата... Но зато когда выбрались и покатили до следующей «засады» – снова кайф (это сродни тому, как выезжаешь из сервиса на «выздоровевшем» любимце). В любом случае происходит изменение состояния бытия к лучшему. Омоложение, выздоровление, рывок, проход через испытание. Я уже не говорю о наслаждении, связанном с почти физиологическими ощущениями вязкости, упругости и плотоядного чавканья Super Swamper, мягко надрезающего боковыми грунтозацепами податливую колею. А мимолетное ощущение пойманной твердости через полуметровый слой сплошной жижи, а чувство внезапного перехода (при рывке 15-тонного троса) из состояния полной безнадеги к полету (большее ощущение жизни может добавить лишь осознание того, что один из мостов все-таки остался в «засаде»)!
P. S. Ну что ж... Чем хуже, тем лучше! В любом случае радости продолжаются, они лишь переходят (как сказал бы человек, разбирающийся в психологии) в другую модальность... Главное – оставаться в пространстве свободы.